В последние годы во многих электросетевых компаниях активно внедряются беспилотные летательные аппараты. От этапа обоснования целесообразности успешно перешли к практике применения: проводится верховой осмотр, тепловизионное и ультрафиолетовое обследование. Компании используют воздушное лазерное сканирование. Всё хорошо, но хотелось бы уделить внимание одному сопутствующему аспекту: сами по себе данные аэросъемки не представляют практической ценности и напрямую не используются. В любом случае требуется дефектовка и аналитика. С этим сложнее. В электросетевых компания еще не сформированы необходимые компетенции, а отсутствие тесного взаимодействия с производителями и сервисными компаниями препятствует созданию качественного продукта и появлению отраслевого стандарта обработки данных.
Сейчас на рынке отсутствует доступный программный комплекс, способный выдавать нужную аналитику, а опасающиеся падения рынка услуг сервисные компании, поддерживают у потребителей мнение, что «аналитика – это сложно и дорого и, что только они могут ее дать». Я считаю, что такой подход не продуктивен и ограничивает развитие отрасли. У потребителя должен быть выбор: выполнить работу своими силами или отдать на аутсорсинг. Пусть это будет осознанное решение. Тогда обе стороны смогут достигнуть более высоких результатов.
Ниже я хочу продемонстрировать некоторые возможности и поделиться опытом применения бесплатной геоинформационной системы QGIS при анализе состояния охранной зоны ВЛ и расчете площади залесенности на основе фотографий с беспилотника самолетного типа. Мы пропустим этапы фотограмметрической обработки и подготовки исходных данных: об этом выпущено много обучающих материалов.
Отправной точкой анализа служит информация об опорах ВЛ, загруженная из корпоративной ГИС. Каждый объект слоя опор содержит всю необходимую информацию: название линии, участок, техническое место, тип опоры... На основе этих данных можно делать выборки, находить и визуализировать. Чтобы точно определить границы охранной зоны, необходимо сначала подкорректировать положение опор и, в соответствии с их типом, отрисовать положение крайнего провода.
Векторная модель ВЛ и её охранной зоны позволяет проверять и устанавливать кадастровые границы, определять координаты пересечений с дорогами и водными преградами, находить несанкционированные строения и свалки в охранной зоне. Точки пересечений ВЛ с другими линиями электропередачи требуют особого контроля, поэтому создается отдельный слой с ВЛ, пересекаемыми и проходящими в границах охранной зоны, выделяются точки пересечений.
Для того, чтобы определить высоту над поверхностью используем подготовленный в фотограмметрическом ПО слой AGL. Стандартные инструменты QGIS дают нам возможность измерять любые расстояния, площади и получать информацию по любому объекту. По вершинам слоя с высотами мы можем посчитать количество отдельных деревьев, визуализировать и экспортировать эту информацию
Векторизация слоя с высотами позволяет вычислить площадь участков ДКР, а пересечение со слоем охранной зоны, формирует значения площадей отдельно для каждого пролета.
Каждый векторный слой имеет таблицу атрибутов и позволяет сгруппировать и экспортировать всю необходимую информацию в Excel или подготовить для загрузки в любую корпоративную систему. К примеру, можно автоматически подгрузить уточненные координаты опор.
Таким образом мы получаем значения площади ДКР попролетно в соответствии с заданными требованиями классификации. Провести такой анализ после обучения могут инженеры электросетевой компании или операторы БВС, а применять эти данные можно непосредственно в QGIS или выгрузив их в корпоративную ГИС.
Автор: Алексей Масленников, участник конференции "ProDrone-2019".
Материалы ресурса: Телеграм, группа "Беспилотники: особое мнение".
20 декабря 2024
| |
13 декабря 2024
| |
10 декабря 2024
| |
6 декабря 2024
| |
21 ноября 2024
| |
25 октября 2024
| |
12 августа 2024
| |
15 июля 2024
| |
4 июля 2024
| |
19 июня 2024
|