При обслуживании протяженных и труднодоступных электоросетей специалисты, ответственные за бесперебойную работу ЛЭП, постоянно сталкиваются с многочисленными проблемами. В связи с этим компании активно ищут способы не только ускорить процесс обследования линий электропередачи, но и одновременно рассматривают возможность сократить расходы на эти работы.
При проведении различных обследований, таких как расчет площади ДКР для вырубки или обычного осмотра ЛЭП, в основном применяются стандартные методы, предполагающие привлечение человеческого ресурса. Однако, возникает проблема отсутствия какого-либо контроля получаемых данных. Как получать объективную информацию и повысить эффективность обследований? Давайте разбираться.
Одним из наиболее трудоемких методов считается проведение обследования состояния просек ВЛ и периодического мониторинга охранных зон. Их цель – выявление потенциальных нарушений в области пожарной безопасности, подсчет площади древесно-кустарниковой растительности, подлежащей вырубке, контроль за складированием мусора, предотвращение несанкционированного строительства и других неправомерных работ.
В связи с большой протяженностью объектов стандартный метод контроля, основанный на привлечении специалистов-обходчиков, уже показал низкую эффективность.
- Низкая скорость, в среднем за один день электромонтер может обследовать ограниченную длину ЛЭП, сильно зависящей от местных условий, где проходит линия (поля, горы, овраги, болота, пересечения с реками и т.д.).
- Недостаточное количество и невысокая квалификация персонала, профессия «электромонтер» является тяжелой и относительно низкооплачиваемой, поэтому подобрать специалистов крайне сложно.
- Невозможность объективной проверки получаемых данных из-за большой протяженности объектов. Начальники служб эксплуатации линий сталкиваются с такими сложностями как предоставление устаревших сведений, пропущенные / необследованные участки и др.
- Субъективная оценка специалиста, например, подсчет площади ДКР под вырубку зачастую осуществляется на основе визуальной оценки. Сотрудник не может точно определить количество растительности подлежащей вырубке, что приводит к несоответствию цифр в планах и отчетах с реальной картиной.
Для исправления данной ситуации на помощь приходит более современный метод, в котором вместо человека используется беспилотный летательный аппарат.
К примеру, при расчете площади ДКР под вырубку специалист за день может обойти от 5 до 20-25 км в зависимости от местности, а беспилотник обследует от 80 до 100 км в день вне зависимости от рельефа. Кроме того, руководитель, ответственный за эксплуатацию ЛЭП получит объективную информацию (изображение 2), на основе которой он сможет точно спланировать работы и требуемый бюджет на их выполнение, сократить трудозатраты персонала, исключить человеческий фактор.
Изображение 2 – контуры ДКР под вырубку с градацией по высоте
Стандартные методы показали также свою низкую эффективность при получении географических координат опор (оцифровке) и отрисовке поопорных схем.
Даже сегодня в некоторых случаях информация хранится на бумажных носителях, где точками нанесены опоры и примерно повторяется геометрия самой ЛЭП. Данные для схем также предоставляли электромонтеры, которые подходили к опоре и с помощью gps-приемника (или обычного мобильного телефона и приложения) ставили метку, записывая ее географические координаты на устройство. Такой стандартный метод занимает массу времени и трудовых ресурсов. Кроме того, эффективно работать с такой информацией сложно, а из-за отсутствия четких координат опор невозможно быстро построить маршрут до нужного места с помощью навигатора, что не позволит, например, быстро прибыть ремонтной бригаде к месту аварии.
Что в этой ситуации предлагают беспилотники? Создание высокоточной детальной фотографической подложки – ортофотоплана. Что это дает? Получение цифровой схемы расположения опор с точными географическими координатами. Оцифровка (координирование опор) осуществляется в офисе, ортофотоплан загружается в компьютер, и специалист на нем расставляет метки, опоры (изображение 3). Как следствие, сокращаются трудозатраты, высвобождается персонал, сводится к минимуму влияние человеческого фактора.
Изображение 3 – оцифрованные опоры ЛЭП
Еще один важный тип обследования – осмотр ВЛ (монтерский или инженерный). Согласно нормативным документам (ПТЭ, ТИ по эксплуатации) и внутренним стандартам организаций, осмотр состояния ВЛ (опор, фундаментов, изоляции и т.д.) должен проводиться с определенной периодичностью - не реже 1 раза в год (без подъема на опору), а также после проведения ремонтных работ, чтобы предотвратить возникновение аварийных ситуаций.
Однако, при осмотре состояния опор мы сталкиваемся с аналогичными проблемами:
- низкая эффективность осмотра,
- неосмотренные опоры, особенно в труднодоступных и непроходимых местах. Например, на опорах ЛЭП, которые стоят за рекой, осмотр проводится с промежутком в 4 раза реже из-за сложности доступа (изображение 4),
- субъективность в выявлении дефектов, некоторые недостатки могут быть пропущены из-за невнимательности или усталости специалистов,
- наличие "слепых" зон, где с земли не видно верхних частей опор.
С помощью беспилотников вы сможете:
- Повысить эффективности осмотра - с воздушного судна можно осматривать несколько опор с одной точки, необходимости в передвижении полевой бригады нет. Кроме того, для летающего дрона пересечение сложного рельефа является меньшей проблемой по сравнению с пешим электромонтером.
- Повысить объективность осмотра - фотофиксация проведенных осмотров позволяет нескольким специалистам оценить состояние опор, что уменьшает вероятность пропуска дефектов.
- Минимизировать «слепые» зоны - дрон может осмотреть верхние элементы опор с более выгодного ракурса, чем возможно при осмотре с земли.
В итоге вы сможете своевременно обнаружить дефекты и принять меры до того, как они приведут к авариям и экономическим потерям из-за отключения линии. Это позволит перейти от аварийного восстановительного ремонта, который является дорогостоящим и неэффективным с экономической точки зрения, к обслуживанию линий по их действительному техническому состоянию.
Обратите внимание, что беспилотник может использоваться с различными полезными нагрузками (тепловизионными, ультрафиолетовыми и камерами многократного приближения), что позволяет производить комплексный осмотр линий и выявлять дефекты на ранних стадиях, предотвращая аварийные отключения.
Эксперты компании «Энергоскан» уже много лет оказывают услуги по обследованию энергообъектов с помощью беспилотников. Среди наших заказчиков - крупные сетевые и генерирующие компании. Наши специалисты накопили огромный опыт облетов протяженных и труднодоступных объектов, знают все нюансы отрасли и щедро делятся своими знаниями со слушателями учебно-технического центра «Энергоскан», где любой желающий может не только научиться профессионально управлять беспилотником, но и получит специальные знания для выполнения производственных задач в сфере энергетики.
Рассчитать стоимость услуги или узнать подробнее о программах обучения для ваших специалистов услуги можно по телефону +7 343 318 01 52.
21 ноября 2024
| |
25 октября 2024
| |
12 августа 2024
| |
15 июля 2024
| |
4 июля 2024
| |
19 июня 2024
| |
28 мая 2024
| |
24 мая 2024
| |
3 мая 2024
| |
2 апреля 2024
|